Высказывание художника
Катя Деревоток
Невидимая пуповина
Проект о памяти детства

Мы с мамой построили дом в Приморске - в месте, где она родилась. И всю жизнь я мечтала, что у нас здесь будет большой новый красивый дом на нашей земле, я буду там жить и работать в мастерской в лесу. Прошлым летом я почувствовала, что не хочу уезжать из этого дома, что меня туда будто тянет. Незримая связь между мной и этим местом. Я собрала плитки с пола рыбного завода, который всё моё детство разрушался на берегу залива, и сейчас разрушился до основания, это было  началом проекта. И начала спрашивать всех соседей, которые знали меня с рождения, почему они, уехав в другие города, всё равно вернулись сюда, стала изучать историю рыбного завода, жизни города 50-60 лет назад.


И все называли то же слово. Тянет. Как будто меня тянет невидимая пуповина в место, где родилась моя мама. Моя бабушка была в первой волне переселенцев в Приморск. Рушник - полотенце, на котором выносят свадебный каравай - из её приданого -  лежит на аналое со свечой. Мама разрешила взять его для проекта. У бабушки тоже была швейная машинка, как и у меня, сейчас она стоит в моей мастерской в лесу.


В Приморске нет ни одного коренного жителя. Нет своих приданий, мифов и легенд. Нет своих местных духов и божеств, никто не хранит и не передает истории и традиции. Вероятно, мы с мамой станем первыми коренными жителями. Для этого проекта я хотела выкопать корни на берегу залива, но на меня напала такая тревога, что сейчас придут кабаны из леса, собаки со стороны домов, и мы с ребёнком вдвоём видели духов леса, которые не позволили нам двигать корни, и мне пришлось сделать их самой в мастерской.


Пока мы с сыном готовились к предыдущей выставке, я купила ткань, напоминающую платье, которое сшил мой папа на ёлку в детском саду.  Розовую с люрексом. И вдруг осознала, что делаю то же самое, что делал мой папа с нами в нашем детстве - перешивал старое в новую одежду или предметы искусства, и мы так вместе в его мастерской время проводили, пока он работал.
Мне открылось, что невидимая пуповина тянет меня не только в место, где родилась моя мама, но это и нить, связывающая с папиным делом, которое передается уже из поколения в поколение. После этой выставки мама рассказала, что она была в костюме из этой розовой ткани в день, когда они познакомились и папа влюбился с первого взгляда. То есть это буквально ткань моей жизни. И я нашла её кусок на антресолях, потому что привычка коллекционировать ткани и лоскутки мне тоже досталась от папы. И мы с сыном сделали из неё звезду на ёлку, чтобы он передавал потом её своим детям.


Мой папа художник, модельер. У папы была швейная машинка «Чайка». У меня татуировка Чайки на груди. Папин дедушка был учителем рисования, и папин папа тоже был художником, он работал электромонтёром на иностранном судне. И я в Бабушкином серванте нашла его дневники с рейдов. Там только рисунки чаек и записи «море сегодня спокойное, солнечно». Ещё там лежал табак в синей пачке «drum» и дегтярное мыло, для меня это был самый крутой запах на свете в детстве. За мной ухаживает мужчина, который курит табак и пользуется дегтярным мылом. И его мама была швеёй.

Для меня по мере взросления моего сына стало очень важно сохранять память детства и создавать для него счастливые воспоминания, потому что они влияют на течение всей нашей жизни, на подсознательные выборы, которые мы совершаем. Нащупать эту связь и превратить в физический Объект было для меня большим открытием, лежащим на поверхности, будучи невидимым.
Я сшила корни и залила внутрь бетон. И в этот момент сошлись 2 моих любимых медиума, которые я никогда в уме не могла раньше совместить. Для меня это было открытие и озарение как для художника и скульптора. Какие предметы на ощупь - очень важно. Особенно, если они невидимые. И исследованию этого нового для меня приема вместе с темой сохранения памяти я собираюсь посвятить следующие свои художественные эксперименты в ближайшем будущем.


Made on
Tilda